Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Терминология Т

Терминология Т Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенная стоимость товара (customs value) — нормальная цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенный тариф (customs tariff) — инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Тарифная эскалация (tariff escalation) — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Тарифная квота (tariff quota) — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа (within-quota rate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа (over-quota rate).

Теорема Столпера—Самуэльсона (Stolper—Samuelson Theorem) — международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает.

Теорема Самуэльсона—Джонса (Samuelson—Jones Theorem) — в результате торговли увеличиваются доходы владельцев фактора, специфического для экспортных отраслей, и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом.

Теорема выравнивания цен на факторы производства (factor price equalization Theorem) (теорема Хекше-ра—Олина—Самуэльсона) — международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

Теорема Хекшера—Олина (Hech-sher—Ohlin Theorem) — каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Теорема Рыбчинского (Rybczynski Theorem) — увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Теория взаимного спроса (reciprocal demand theory) — цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт; поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран.

Теория «второго лучшего» (theory of the «second best») — помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.

Теория абсолютных преимуществ (absolute advantage theory) — страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

Теория сравнительных преимуществ (comparative advantage theory) — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Теория пересекающегося спроса (overlapping demand theory) — поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт.
Теория специфических факторов производства (specific factors theory) — в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.

Техническое содействие (ТС) (technical assistance) — предоставление странам содействия на возмездной или безвозмездной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления.

Технологические гранты (technological co-operation grants) — безвозмездная передача развитыми странами развивающимся технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала.

Технология (technology) — научные методы достижения практических целей. В понятие технологии обычно включаются три группы технологий: технология продуктов, технология процессов и технология управления.

Технологическая емкость торговли (ТЕТ) (R&D intensity of trade) — доля затрат на исследования и разработки в объеме производства и торговли товарами отдельных отраслей.

Технология (technology) — фактор производства, научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности.

Товар (commodity good) — предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

Торговое сальдо (trade balance) — разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговые кредиты (trade credits) — требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами, и авансовые платежи за работу, которая осуществляется в связи с такими сделками.

Торговый оборот (trade turnover) — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании (trade agreement, trade and navigation agreement) — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Торгуемые товары (tradable goods) — товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Транснациональные корпорации (ТНК) (transnational corporations — TNCs) — корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.

Транспортные издержки (transportation costs) — все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/ распаковки и другие сопутствующие расходы.

Трансфертные цены (transfer prices) — отличающиеся от рыночных цены внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации, используемые для перевода прибыли и сокращения налогов.

Труд (labor) — фактор производства, физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата.
Яндекс.Метрика