Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Экономические эффекты

Экономические эффекты Большая часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической интерпретации (пример 7.4). Рассмотрим их экономический эффект на примере требования о содержании местных компонентов. Допустим, что предложение товара в стране составляет Sd, а спрос — Dd. Предложение товара из-за рубежа в условиях свободы торговли составляет Sj по цене Рг Поскольку себестоимость производства внутри данной страны выше, чем за рубежом, постольку цена, по которой в ней предлагается товар, всегда выше цены его предложения из-за рубежа. Если сложить количество товара, предлагаемое местными производителями, с количеством, предлагаемым из-за рубежа, по каждой цене, то получится прямая совокупного предложения (местными и иностранными производителями) товара на рынок данной страны S2. Внутренний спрос сравнивается с совокупным предложением в точке равновесия А, в которой будет продано Q6 единиц товара по цене Рр причем Qj товара будет продано местными компаниями и Q5 — иностранными.

Правительство решает защитить местных производителей и вводит требование о содержании местных компонентов в готовой продукции. Чтобы не попасть под ограничение, иностранные компании перемещают свое производство в данную страну, что увеличивает их издержки. В результате роста издержек продукция становится дороже и прямая предложения из-за рубежа S2 перемещается на уровень Sy Это, в свою очередь, ведет к перемещению прямой совокупного предложения S2 на уровень S4 и балансирует рынок в точке В, в которой цена за товар повысилась до Р2, а объем продаж сократился до Q4. Из этого количества Q2 штук товара производится национальными компаниями и Q3 штук — иностранными, расположенными внутри данной страны.

В результате того, что в соответствии с требованием о закупке более дорогих, чем иностранные, местных компонентов увеличились издержки производства, цена на товар возросла на PjP2, a потеря излишка потребления составила для страны сегменты a+b+c+d+e. Как и в случае тарифа, сегмент а — эффект передела (суммы, перераспределяемые в пользу местных производителей), b — эффект защиты (потери в связи с более низкой эффективностью местного производства по сравнению с зарубежным), d — эффект потребления (потери в размерах потребления из-за роста цен). Сегмент с+е представляет собой эффект доходов (дополнительная прибыль иностранных производителей из-за роста цен), в котором подсегмент с достается иностранным производителям, расположившимся на территории данной страны, а подсегменте — представляет возросшие издержки производства. Совокупные экономические потери страны составляют b+e+d.

В числовом выражении рассмотренный пример выглядит следующим образом. В условиях свободного рынка в стране продается 27 единиц товара по цене 9 долл. за штуку, причем 4 единицы производятся местными фирмами и 23 импортируются. Правительство вводит требование о содержании местных компонентов, в результате чего иностранные компании перемещают свое производство в данную страну, чтобы сделать его «местным». Цена товара возрастает до 15 долл., общий объем продаж падает до 21 штуки, внутреннее производство растет до 8 штук, импорт сокращается до 13. Не зная точно угла наклона прямой предложения после введения требования о содержании местных компонентов, точно рассчитать экономические потери страны нельзя.

Ограничительное воздействие этой меры на импорт очевидно, так же как и экономические издержки, которые перекладываются на потребителей. Помогая сохранить рабочие места, требование о содержании местных компонентов приводит к снижению эффективности экономики в целом.

Итак, методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.

В 1982 г. американская палата представителей одобрила проект «Закона о справедливой практике в производстве автомобилей», который, правда, не прошел конгресс и поэтому не стал законом. Справедливая практика понималась американскими законодателями, в числе прочего, как введение требования о содержании местных компонентов для всех автомобильных фирм. Это делалось для того, чтобы, с одной стороны, предотвратить перемещение производства американских фирм за рубеж, а с другой — привлечь иностранные автомобильные фирмы в страну и тем самым поддержать занятость. По проекту, американская корпорация «Форд моторз» должна была производить не менее 90% стоимости своего автомобиля в США, а японская «Тойота» — не менее 71%, если она хотела экспортировать товары на американский рынок. При этом для американской компании это означало сдерживание перемещения производства отдельных компонентов в латиноамериканские страны, где их можно было бы производить с меньшими издержками, а для японской компании — необходимость переноса большей части производства в США как из Японии, так и из развивающихся стран, что также увеличивало издержки.
Яндекс.Метрика