Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Транспортные издержки

Транспортные издержки Все модели международной торговли, рассмотренные выше, исходили из того, что транспортных издержек не существует и товары перемещаются из страны в страну бесплатно. В реальном мире транспортные издержки существуют, и по многим товарам они настолько велики, что делают неэффективным их экспорт или импорт, то есть превращают их в неторгуемые.

Транспортные издержки (transportation costs) — все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упа-ковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Воздействие транспортных издержек на объемы торговли можно проиллюстрировать на основе модели частичного равновесия. Учитывая, что международная торговля всегда основана на разнице в ценах, допустим, что страна I и страна II производят и потребляют один и тот же товар. В условиях отсутствия торговли страна I производит и потребляет в точке Е, а страна II — в точке F, из положения которых следует, что страна I имеет относительное преимущество по данному товару над страной

Классическим примером являются относительно дешевые, но очень тяжелые строительные материалы (песок, гравий, кирпич), для которых соотношение вес/цена очень высокое, что означает высокую стоимость перевозки, которая делает бессмысленной международную торговлю ими. Примером неторгуемых услуг являются услуги парикмахерской: за редким исключением суперзвезд, ни клиент, ни парикмахер не поедут специально за границу, только чтобы сделать прическу.

В относительных ценах транспортные расходы выглядят следующим образом. Допустим, на производство товара у себя в стране требуется 6, а за границей — 12 часов. Если относительная цена труда составляет 3, то 12 часов иностранного труда стоят столько же, сколько и 4 часа местного. Поэтому товар будет импортироваться из-за рубежа. Но если перевозка импортируемого товара будет обходиться в 100% его стоимости, то 12 часов иностранного труда будут стоить столько же, сколько и 8 часов местного. В этой ситуации от импорта придется отказаться: дешевле производить товар самим.

Если предположить, как и прежде, что транспортные издержки отсутствуют, то по цене Pw страна I экспортировала бы ah данного товара, а страна II импортировала бы его в размере dc, при этом ab~dc. В числовом выражении это выглядит следующим образом. В условиях отсутствия торговли внутренняя цена на товар в стране I составляет 4 долл., а в стране II — 8 долл. за единицу. После начала торговли при отсутствии транспортных издержек мировая цена устанавливается на уровне 6 долл., по которой страна I производит 6 единиц товара, потребляет 2 и экспортирует 4, а страна II производит 2, потребляет 6 и импортирует 4.

Однако в реальной жизни торговли без транспортных издержек не бывает. Допустим, они составляют Т долл. на каждую единицу товара. Транспортные издержки включаются в стоимость товара, которая в результате возрастает. Для достижения баланса торговли транспортные издержки распределятся в какой-то пропорции между экспортирующей и импортирующей сторонами. В результате роста стоимости единицы экспорта страной I его объем сократится до ef, а импорт товара страной II упадет до hg. В числовом выражении: транспортные издержки в размере 2 долл. на единицу товара привели в стране I к сокращению производства товара до 5 единиц, росту потребления до 3 единиц и сокращению его экспорта до 2 единиц. В стране II они вызвали рост производства до 3 единиц, сокращение потребления до 5 единиц и сокращение импорта до 2 единиц.

Таким образом, влияние транспортных издержек на международную торговлю аналогично влиянию возрастающих издержек производства, а именно:
  • они приводят к снижению объемов торговли (как экспорта, так и импорта), уровня специализации стран и, следовательно, размеров выигрыша от торговли;

  • они препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами в соответствии с теоремой Хекшера— Олина—Самуэльсона;

  • они обусловливают сдвиги в территориальном разделении труда — в размещении предприятий и отраслей;

  • распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам: чем ниже эластичность спроса в импортирующей стране, тем большую долю транспортных издержек платит она; чем меньше эластичность предложения товара в экспортирующей стране, тем большую долю транспортных издержек платит она.
Транспортные издержки в 90-е годы составляют в среднем 3-4% мирового импорта, что примерно в два раза меньше, чем два десятилетия назад. Это связано с быстрым развитием и удешевлением прежде всего морского транспорта, внедрением контейнерных перевозок, более интенсивным использованием трубопроводов. В России в 1993 году транспортные расходы составляли около 8% стоимости импорта, в США — 4%. Общие объемы платежей за экспорт услуг всеми видами транспорта составили в 1993 году 245,4 млрд. долл., увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 1988 годом.
Яндекс.Метрика