Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Масштабы международной торговли услугами

Масштабы международной торговли услугами Для целей международных переговоров о либерализации торговли услугами, которые ведутся на протяжении многих лет в рамках ГАТТ/ВТО, обычно используют аналитические классификации услуг по финансовому компоненту, по способам доставки и по типам международных сделок. Для целей оценки стоимостных объемов международной торговли услугами и межстрановой сопоставимости наиболее активно используется подход, содержащийся в платежном балансе.

Ограниченность данных платежного баланса о торговле услугами заключается в том, что до начала 90-х годов многие крупные страны (в основном с переходной экономикой) вообще не рассчитывали данных о торговле услугами, методология учета различных статей услуг сильно отличалась в отдельных странах, многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, вообще не включались в статистику платежного баланса, некоторые типы сделок с услугами, особенно факторными, ошибочно записывались в другие статьи платежного баланса, по отдельным услугам существовала статистика только по их сальдо. Поэтому объемы международной торговли услугами, улавливаемые статистикой платежных балансов, можно полагать заниженными.

Структура мирового экспорта услуг в 1993 году (в млрд. долл.), где А — грузовые транспортные услуги, В — прочие транспортные услуги, С — поездки, D — прочие услуги, оказываемые государственными организациями, Е — прочие услуги, оказываемые частным сектором. Как видно, более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки. Около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24 — развивающимися и переходными и 1% — международными организациями. По оценкам секретариата ГАТТ/ВТО, на США приходится 16,2% мирового экспорта услуг, Францию — 10,2, Италию — 6,5, Германию — 6,4, Великобританию — 5,5, Японию — 5%. Эти же страны с сопоставимыми долями занимают лидирующее положение и в импорте услуг. Роль России в международной торговле услугами невелика.

Итак, услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу. Все большее число видов услуг становится торгуемым товаром и регистрируется в счете текущих операций платежного баланса любой страны. Факторные услуги связаны с движением факторов производства и будут рассмотрены в разделе II учебника. Международная торговля нефакторными услугами включает международный транспорт, международные путешествия и ряд других видов услуг.

Россия в 1994 г. экспортировала услуг на 8,2 млрд. долл. и импортировала — на 16 млрд. долл., в результате чего, как и на протяжении предшествующих лет, баланс торговли услугами — отрицательный. Наибольший вклад в несбалансированность операций по нефакторным услугам вносит иностранный туризм — значительно больше россиян ездят за рубеж и тратят там больше, чем иностранцев приезжает в Россию, которые тратят здесь меньше. Это является отражением не только либерализации процедуры выезда за рубеж, но и благоприятного соотношения внутренних и мировых цен на туристические услуги, а также укрепления реального обменного курса рубля. Традиционно дефицитными для России являются также услуги по строительству — более 10% объемов строительных работ выполняется иностранными рабочими, и их число растет. Экспорт транспортных услуг Россией примерно равняется их импорту по всем видам транспорта, за исключением воздушного транспорта, баланс по которому традиционно дефицитен.
Яндекс.Метрика