Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Ограничения на использование национального режима

Ограничения на использование национального режима Как упоминалось выше, национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.

Изъятия из национального режима (national treatment exception) — инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, во многих странах правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг — туристическим, транспортным, страховым и иным компаниям.

Предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступа к национальной системе резервирования авиабилетов и лучшим аэропортам страны. Размеры обязательного резервирования или налогов на операции иностранных банков могут быть выше, чем для местных.

Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются как на уровне ГАТТ/ВТО, где рассматриваются проблемы регулирования торговли услугами в целом, в рамках отдельных отраслей (гражданская авиация в рамках ИКАО), где решаются вопросы торговли услугами, свойственные для данной отрасли, так и на двустороннем уровне между отдельными странами. Либерализация торговли услугами должна развиваться параллельно либерализации торговли товарами. Свидетельством этого является, например, то, что плохая транспортная инфраструктура и международная связь всегда называются в числе причин, осложняющих международную торговлю товарами. Но в любом случае либерализация торговли услугами основывается на общей макроэкономической стабилизации в странах, ее проводящих.

Россия, имея большое отрицательное сальдо торговли услугами (-5,3 млрд. долл. в 1993 г.), является их нетто-импортером. В 1993 г. поступления за экспорт услуг составили 6,8 млрд. долл., или 8,5% от размера товарного экспорта, тогда как платежи нерезидентам за полученные услуги — 12,1 млрд. долл., или 15% товарного импорта. Экспорт услуг включает услуги по перевозке нерезидентов принадлежащим России международным транспортом, услуги, предоставленные в России 3,8 млн. иностранных путешественников (туристам и командированным), а также услуги, оказанные иностранным представительствам (посольствам, консульствам и пр.). Импорт услуг включает такие статьи, как расходы российских путешественников за рубежом, которые существенно увеличились после упрощения системы выезда за границу, расходы на содержание заграничного аппарата (посольства, торгпредства, военные представительства, включая части и соединения Российских вооруженных сил, размещенные за рубежом, и пр.), оплата за прокачку нефти и газа по трубопроводам по территории других стран. Судя по балансу доходов и расходов, Россия экспортирует больше услуг по перевозке товаров морским и воздушным транспортом, чем импортирует. Экспорт услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта меньше их импорта. России приходится оплачивать услуги по технической помощи, образованию, содержанию войск за рубежом и взносы в международные организации, не получая взамен никаких материальных средств. Баланс поездок также сводится с отрицательным сальдо: российские путешественники за рубежом тратят больше, чем иностранные туристы в России. В России производители экспортируемых товаров и услуг освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Если сумма НДС уже включена в стоимость экспортируемого товара или услуги, она засчитывается в счет уплаты предстоящих платежей.

Итак, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.
Яндекс.Метрика