Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Выигрыш от торговли

Выигрыш от торговли В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитать, насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?

Выигрыш от торговли (gains from trade) — это экономическийэффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления.

Страна I за единицу рабочего времени может произвести 1/ A1 товара 1 и 1/A2 товара 2, относительная цена товара 1, выраженная через цену товара 2, составляет, как и прежде, P1/ Р2.Следовательно, за единицу времени страна может импортировать (1/ A1)х(P1/ Р2) товара 2. Закупать за рубежом ей будет выгоднее, чем закупать товар на внутреннем рынке, до тех пор, пока из-за рубежа за счет продажи товара 1 можно получать больше товара 2, чем от своих поставщиков, то есть

(1/ A1)х(P1/ Р2)> 1/A2

или, поделив обе стороны неравенства на (1/A1):

(P1/ Р2)> (A1/A2)

Но уравнение эквивалентно главному уравнению сравнительных преимуществ, показывающему, что обе страны специализируются на производстве тех товаров, в которых у них есть сравнительное преимущество. Поэтому доя страны I наиболее эффективный способ получать товар 2 заключается в том, чтобы производить больше товара 1 и обменивать его на товар 2. Для страны II, напротив, наиболее рациональный способ получить больше товара 1 заключается том, чтобы произвести больше товара 2 и обменять его на товар 1.

Объем выигрыша от торговли определяет также размер, на который увеличится потребление товаров 1 и 2 в каждой из стран. Если кривая производственных возможностей страны I составляет АВ, а страны II — А’В’, то при развитии торговли (Т) между странами каждая из них сможет потреблять большее количество товаров 1 и 2. В результате в распоряжении страны I окажется С товара 2, а в распоряжении страны II С товара 1. Как видно — кривые производственных возможностей в обоих случаях переместились и площадь треугольников ОСВ и ОА’С’ существенно больше, чем площадь прежних треугольников АОВ (доя страны I) и ОА’В’ (доя страны II).

Одно из допущений теории сравнительных преимуществ заключалось в том, что она предполагала, что мир состоит всего из двух стран и что эти страны торгуют друг с другом всего двумя товарами. Разумеется, это нереально: даже если изучать торговлю только двух стран мира и их торговлю только двумя товарами, ее не удастся вырвать из общего контекста торговли между этими и другими странами мира и вовлеченности в нее значительно большего числа товаров.
Яндекс.Метрика