Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Соотношение цен при торговле

Соотношение цен при торговле На вопрос о том, по каким же точно ценам будут обмениваться товары в мировой торговле, дал ответ последователь Рикардо Джон Стюарт Милль (John Stuart Mill, 1806-1873) в классическом труде «Принципы политической экономии», один из разделов которого посвящен закону интернациональной стоимости. В условиях свободной торговли товары будут обмениваться при таком соотношении цен, которое устанавливается где-то в промежутке между существующими внутри каждой из стран относительными ценами на товары, которыми они торгуют. Точный конечный уровень цен взаимной торговли будет зависеть от объема мирового спроса и предложения на каждый из этих товаров.

Теория взаимного спроса (reciprocal demand theory) — цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт; поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран.

Теория взаимного спроса требует некоторого развития аналитического аппарата теории сравнительных преимуществ. Для построения графиков относительного спроса (RD — relative demand) и относительного предложения (RS — relative supply) необходимо установить зависимость между относительным количеством товара 1 и товара 2, производимых в совокупности страной I и страной II, и их относительными ценами.

Допустим, что
Q1 — объемы производства товара 1 страной I,
Q2 — объемы производства товара 2 страной I,
Q’1 — объемы производства товара 1 страной II,
Q’2 — объемы производства товара 2 страной II,
P1 — мировая цена товара 1,
Р2 — мировая цена товара 2,

тогда относительное количество товара 1, производимого обеими странами, составит:

(Q1+ Q’1)/( Q2+ Q’2)

а относительная мировая цена товара 1 составит:

P1/ Р2

При этом так же, как и предполагалось выше, страна I имеет относительное преимущество в производстве товара 1 (формула 3.4). Это означает, что его относительная цена, выраженная в данном случае через сопоставление затрат рабочего времени на его производство (A’1 / A’2), ниже, чем в стране II, и на графике она находится ниже относительной цены товара 1 в стране II (A’1 / A’2). Относительное предложение товара 1 зависит от того, каково соотношение внутренних относительных цен на него в странах I и II и его относительной цены на мировом рынке. Теоретически возможно несколько вариантов:
Если относительная мировая цена товара 1 меньше его относительной цены в стране I (P1/ Р2 A1 / A2), последняя будет специализироваться на производстве товара 1. В то же время до тех пор, пока мировая относительная цена товара 1 меньше его относительной цены в стране II (P1/ Р2 A’1/A’2)и уж тем более в стране I, то обе страны будут специализироваться на производстве только товара 1, а товар 2 вообще производиться не будет. График относительного предложения товара 1 стремится к бесконечности.

Таким образом, кривая относительного предложения (RS) представляет линию с двумя горизонтальными отрезками, на которых относительная мировая цена равна относительным ценам в стране I и стране II, причем обе страны производят оба товара, и с одним вертикальным участком, показывающим, что каждая из стран специализируется на производстве того товара, в котором она имеет относительное преимущество.

В свою очередь, кривая относительного спроса (RD) отражает эффект замещения товара 1 товаром 2. Чем сильнее растет цена товара 1, тем меньше потребители покупают его, отдавая все большее предпочтение товару 2. Если кривая относительного спроса пересечет кривую относительного предложения (RS) в пределах вертикального участка графика (точка равновесия спроса и предложения Е), то это означает, что каждой стране выгодно специализироваться на производстве того товара, по которому у нее есть относительное преимущество. Если же кривая относительного спроса (RD) пройдет через один из горизонтальных участков графика (RS), это значит, что смысла развивать торговлю между странами нет, ибо цены на товары, которые установятся в результате торговли, будут такими же или даже хуже, чем без нее.

Теория взаимного спроса как основа определения цены с учетом сравнительных преимуществ имеет очень существенный недостаток: она применима, только если две торгующие страны примерно равны по размерам и внутренний спрос одной может серьезно повлиять на уровень цен в другой. Теорию можно использовать, например, исследуя торговлю США и Канады, но не США и Венесуэлы, поскольку изменение внутреннего спроса и предложения на нефть в Венесуэле вряд ли приведет к существенным изменениям в ценах на нефть в США. Хотя сколько-нибудь серьезные подвижки американских нефтяных цен сразу же скажутся на ситуации на венесуэльском нефтяном рынке.
Яндекс.Метрика