Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Буржуазные теории о «трансформации капитализма»

В течение последних лет в ряде капиталистических стран, и особенно в США, буржуазные социологи и экономисты усиленно распространяют версию о том, что в XX веке произошла «трансформация капитализма» и что современный капитализм якобы коренным образом отличается от того капитализма, который исследовали А. Смит и К. Маркс. Буржуазные экономисты пишут о капиталистической революции, которая либо уже произошла, либо происходит теперь, неся с собой изменение природы капитализма. Они заявляют о революции собственности, управленческой революции, о революции в доходах, об экономической роли государства.

Одновременно буржуазные идеологи придумывают новые названия для капитализма. Одни называют его народным капитализмом, другие — государством всеобщего благоденствия, третьи — экономическим гуманизмом, четвертые — автоматизированной экономикой и т. д. Если судить по заявлениям апологетов капитализма, «новая эра» характеризуется такими чертами, как «превращение» частной собственности в коллективную, народную, управляемую наемными служащими, как «выравнивание доходов» рабочих и капиталистов и сближение их интересов, как постепенное затухание классовой борьбы, бескризисное, плановое развитие! капиталистической экономики, превращение буржуазного государства в решающую силу экономического развития.

На деле современный капитализм вовсе не обладает такими свойствами. В эпоху общего его кризиса еще более углубилось основное противоречие — противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением, расширилась пропасть между богатством на одном полюсе и нищетой — на другом.

В действительности уничтожение эксплуатации и эксплуататорских классов, неуклонный рост материального благосостояния народа и планомерное, бескризисное развитие являются характерными чертами социалистической экономики. Апологеты империализма в целях обмана народных масс в извращенном виде представляют природу современного капитализма, наделяют его чертами, присущими на самом деле только социализму. Успехи стран социалистического лагеря и рост симпатий к социализму со стороны широких народных масс вынуждают буржуазных идеологов маскировать капитализм с помощью таких ярлыков, как «народный капитализм», «экономический гуманизм», «государство всеобщего благоденствия», «великое общество» и т. д.

Углубление всех противоречий капитализма в эпоху его общего кризиса чрезвычайно затрудняет восхваление таких основных устоев капитализма, как господство частной собственности на средства производства, деление общества на классы. Поэтому буржуазные экономисты вынуждены твердить о превращении частной собственности в коллективную, о слиянии классов.

Основное назначение буржуазных теорий о «трансформации капитализма» состоит в том, чтобы завуалировать общий кризис капитализма, скрыть засилье монополий, оклеветать страны мировой социалистической системы.

Как наиболее видных пропагандистов теорий о «трансформации капитализма» в США можно назвать А. Берли («Капиталистическая революция XX века», «Власть без собственности»), Д. Голбрейта («Общество изобилия»), Келсо и Адлера («Капиталистический манифест»). В Англии для распространения идей «народного капитализма» создана специальная организация, получившая название «Экономической лиги». Она издает соответствующую литературу.

Миф о «народном капитализме» нашел благодатную почву в Западной Германии, где еще во времена Гитлера фашистская пропаганда изображала немецкий капитализм как некий новый капитализм, рассматривая рабочих и служащих акционерных предприятий как «совладельцев» капитала. В 1957 году Л. Эрхард, бывший тогда министром хозяйства Западной Германии, издал книгу «Благосостояние для всех», в которой изображает ФРГ как «государство всеобщего благосостояния».

Яндекс.Метрика