Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Государственное «регулирование» и программирование экономики

Значительное развитие получила и такая форма государственно-монополистического капитализма, как государственное «регулирование» и программирование экономики. Наличие большого государственного сектора, широкое использование государственного бюджета, высокая степень концентрации капитала и производства требуют вмешательства буржуазного государства в дела управления экономикой страны и в то же время облегчают это вмешательство.

В большинстве западноевропейских империалистических государств созданы специальные органы для осуществления программирования экономики. Во Франции существует «Комиссариат плана модернизации и оснащения французской экономики», в Англии— «Национальный совет экономического развития». В ФРГ до последнего времени официально отвергалось программирование, так как оно не увязывалось с господствовавшими там теориями неолиберализма и «социального рыночного хозяйства». Однако в настоящее время и здесь уже разрабатываются программы развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

Регулирование в империалистических странах носит ограниченный характер. «Планы» являются преимущественно рекомендательными и имеют обязательную силу лишь для государственных предприятий. Как правило, они охватывают не все хозяйство, а главным образом железнодорожный транспорт, энергетику, геологическую разведку, научные исследования и некоторые другие отрасли экономики, в развитии которых заинтересован монополистический капитал в целом.

Для обеспечения программирования монополистический капитал прежде всего широко использует государственный бюджет как орудие перераспределения национального дохода. В начале XX века государственные бюджеты империалистических стран аккумулировали от 3 до 5 проц. национального дохода. В настоящее время в государственный бюджет изымается путем налогов от 20 до 30 проц. национального дохода. Главный источник доходной части бюджета— налоги на трудящихся, которые обеспечивают 70—85 проц. всех налоговых поступлений. Другим наиболее крупным источником доходной части бюджетов служат государственные займы, облигации которых размещаются преимущественно среди крупнейших групп финансового капитала и приносят им большие гарантированные проценты.

Что же касается расходования средств государственного бюджета, то основные статьи — это прямые и косвенные военные расходы. В США в 1966/67 бюджетном году прямые и косвенные военные расходы, вместе взятые, составили около 75 проц. всех расходов бюджета. Если при этом учесть, что военные заказы и кредиты на производство вооружения размещаются в первую очередь среди крупнейших военно-промышленных монополий, то совершенно очевидно, что государственный бюджет используется прежде всего в интересах обогащения верхушки финансовой олигархии.

«Регулирование» экономики осуществляется и при помощи других финансовых рычагов. Особый интерес представляет так называемая политика ускоренной амортизации. Законодательство об ускоренной амортизации было принято в США в начале 60-х годов. В ряде отраслей (главным образом в военных и работающих на экспорт) установлен очень короткий срок амортизации — от двух до трех лет. Причем амортизационные отчисления освобождаются от налогов. Так как практически износ основных производственных фондов осуществляется в более длительные сроки, то указанный закон дает возможность монополиям укрывать от налогового обложения значительную часть прибылей, выдавая их за амортизационные суммы, не подлежащие обложению налогом.

Подсчитано, что благодаря закону об ускоренной амортизации монополии ежегодно не доплачивают в государственный бюджет в США около 17 млрд. долларов, в ФРГ — 10 млрд. долларов. В Японии монополии в некоторых отраслях, от которых зависела конкурентоспособность японского империализма на внешних рынках, совершенно освобождались от налогов.

Яндекс.Метрика