Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Государственно- монополистическая собственность

В каждой из империалистических стран государственно-монополистический капитализм имеет свои особенности, зависящие от конкретных исторически сложившихся внутренних и внешних условий развития данного национального империализма.

В некоторых странах большое значение приобрела такая форма государственно-монополистического капитализма, как создание государственного сектора в экономике. Широкое развитие получила предпринимательская деятельность буржуазного государства.

В Англии в руках государства сосредоточены угольная промышленность, железные дороги, газовые заводы, производство электроэнергии. На предприятиях, находящихся в руках государства, занято около 20 проц. рабочих и служащих. Во Франции государственный сектор дает около 15 проц. совокупного продукта. В руках государства сосредоточено около 80 проц. авиационной, почти вся угольная промышленность и производство электроэнергии. В ФРГ под контролем государства находится около 25 проц. всего акционерного капитала, в том число значительная часть добычи алюминия, железной руды, каменного угля, железнодорожный транспорт и производство электроэнергии. В Италии на государственных предприятиях занято более 20 проц. рабочих и служащих. В Австрии и Швеции государству принадлежит более 25 проц. производства валовой продукции.

В ряде стран Западной Европы государственная собственность образовалась в результате национализации некоторых отраслей промышленности. Она проведена буржуазными правительствами, с одной стороны, под влиянием требований народных масс, с другой стороны, ввиду заинтересованности той части монополистической буржуазии, предприятия которой оказались близкими к банкротству. В некоторых странах государственная собственность возникла в результате государственных капиталовложений в отрасли, имеющие большое экономическое и военно-стратегическое значение для данного империалистического государства, но требующие больших затрат и определенного риска. Частные монополии опасались вкладывать свои капиталы в эти отрасли, так как на первых порах вложения могли быть нерентабельными. Так создавалась, например, атомная промышленность в США.

Государственная собственность во всех империалистических странах используется частным монополистическим капиталом как корпоративная общемонополистическая собственность в интересах частных монополий. Организация управления государственными предприятиями открывает для этого большие возможности. Такое управление, как правило, осуществляется наблюдательными советами, состоящими из представителей частных монополий. Эти советы определяют финансовую деятельность предприятий, в том числе устанавливают отпускные цены на продукцию. И таким образом частные монополии получают возможность покупать по низким оптовым ценам важнейшие для них товары — уголь, электроэнергию, газ, а также пользоваться льготным железнодорожным тарифом при перевозке грузов. Это дает возможность частным монополиям снизить издержки производства и увеличить свои прибыли. Например, когда во Франции была проведена национализация электроэнергетики, трудящиеся ожидали снижения цен на электроэнергию. Однако плата за пользование электроэнергией для населения осталась на высоком уровне — 20 сантимов за 1 квт-ч. В то же время отпускная цена электроэнергии для таких крупнейших потребителей, как монополии «Южин» и «Пешинэ», составляет 1— 2 сантима за 1 квт-ч, то есть в 10—20 раз ниже отпускной цены на электроэнергию для населения. В результате этого металлургические и химические монополии Франции получают десятки миллиардов франков чистой прибыли. Прибавочная стоимость, создаваемая рабочими на государственных предприятиях, перекачивается в карманы частных монополий. Поэтому прибыль частных монополий значительно превышает прибыль государственных предприятий. Например, средняя прибыль частных монополий в Англии составляет 16 проц., а на государственных предприятиях в электротехнике не превышает 5 проц., на предприятиях железнодорожного транспорта — 0,2 проц.

Яндекс.Метрика