Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Торговля между странами

Торговля между странами Которые одинаковы или очень близки по наделенное™ факторами производства, объясняется специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции. Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается.

Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия — ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров. Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, что международная торговля увеличивает размеры рынка сбыта. Когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается. В результате международной торговли срабатывает эффект масштаба.

С точки зрения степени различий в номенклатуре товаров международная торговля состоит из двух потоков: внутриотраслевой торговли — обмена между странами дифференцированными продуктами одной отрасли, а также межотраслевой торговли — обмена между странами гомогенной продукцией различных отраслей. Внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию аналогичных товаров и развивается в рамках близких отраслей между примерно одинаково развитыми странами. В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба. Теория внутриотраслевой торговли объясняет международную торговлю однотипными товарами и не отрицает, а дополняет теорию сравнительных преимуществ, объясняющую межотраслевую торговлю разными товарами. Измеряется внутриотраслевая торговля индексом, который показывает, что ее доля в торговле развитых стран постоянно увеличивается.

Теории пересекающегося спроса и реверса спроса объясняют международную торговлю не со стороны предложения товаров, а со стороны спроса на них. Из-за того, что потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт. Товар будет успешнее экспортироваться в те страны, где структура спроса одинакова или хотя бы сопоставима со структурой внутреннего спроса в стране-экспортере. Торговля между двумя странами будет осуществляться теми товарами, качество которых примерно одинаково. Чем больше людей в двух странах имеют одинаковые доходы, тем выше уровень торговли. В соответствии с теорией реверса факторов производства один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталонасыщенным в капи-талонасыщенной стране, что может произойти в условиях большой эластичности взаимозаменяемости факторов производства и стать основой торговли. В соответствии с теорией реверса спроса страна в силу сильного внутреннего спроса может импортировать товары, для производства и экспорта которых она наделена относительно лучшими факторами производства по сравнению с ее торговыми партнерами. Эмпирические исследования подтверждают факт существования таких |явлений, но их роль в международной торговле относительно невелика.
Яндекс.Метрика