Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Измерение внутриотраслевой торговли

Измерение внутриотраслевой торговли Размеры внутриотраслевой торговли определяются с помощью индекса. Если X — экспорт страны в целом или в рамках одной товарной группы и IM — импорт страны в целом или в рамках одной товарной группы, а вертикальные скобки означают абсолютное значение величины, то индекс Т внутриотраслевой международной торговли следующий:

Индекс Т всегда находится в промежутке от 0 до 1. Если Т - О, то внутриотраслевая торговля отсутствует. Как видно из уравнения 5.14, это возможно, только когда или экспорт или импорт равны нулю. Если Т = 1, то внутриотраслевая торговля максимальна, и это возможно, только когда экспорт равен импорту. Другими словами, чем ближе коэффициент Г к 1, тем больше внутриотраслевая торговля. Ограниченность применения индекса Т заключается в том, что его значение сильно зависит от того, как определена отрасль или товарная группа. Чем шире определение, тем больше вероятность, что в рамках товарной группы страны торгуют каким-то количеством дифференцированных товаров, и тем выше значение индекса. Чем уже определена товарная группа, тем Т обычно ниже.

Итак, с точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров международная торговля состоит из двух потоков: внутриотраслевой торговли — обмена между странами дифференцированными продуктами одной отрасли, а также межотраслевой торговли — обмена между странами гомогенной продукцией различных отраслей. Внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию аналогичных товаров и развивается в рамках близких отраслей между примерно одинаково развитыми странами. В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба. Теория внутриотраслевой торговли объясняет международную торговлю однотипными товарами и не отрицает, а дополняет теорию сравнительных преимуществ, объясняющую межотраслевую торговлю разными товарами. Измеряется внутриотраслевая торговля индексом, который показывает, что ее доля в торговле развитых стран постоянно увеличивается.

Теории спроса и реверса в международной торговле
Все рассмотренные выше новейшие теории международной торговли объясняли ее преимущественно со стороны производства и предложения, определяя на этой основе относительные преимущества стран. Теория пересекающегося спроса — одна из немногих новейших теорий, которая объясняет международную торговлю преимущественно со стороны спроса.
Яндекс.Метрика