Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Модель внутриотраслевой торговли

Модель внутриотраслевой торговли Изложенные выше соображения позволяют графически представить формальную модель внутриотраслевой торговли, которая по сути представляет собой развитие модели монопольной конкуренции. Допустим, что D — кривая спроса на дифференцированные продукты, продаваемые фирмой в рамках монополистической конкуренции, то есть на рынке, где присутствуют несколько других продавцов не идентичной, но аналогичной продукции. Как известно из модели монополистических преимуществ, чтобы увеличить продажи, фирма должна снизить цену на единицу своего товара. Поэтому кривая предельных доходов фирмы MR расположится ниже кривой спроса, так что MR < Р. Кривая спроса показывает, что фирма может продать 2 единицы товара за 4,5 долл. каждый и иметь общие доходы в 9 долл. (точка В) или продать 3 единицы товара за 4 долл. каждый и иметь общий доход в 12 долл. (точка А). Таким образом, изменение в предельном доходе MR меньше (12-9 = 3), чем цена третьей единицы проданного товара — 4 долл.

Количество единиц продукции
Но фирма испытывает эффект масштаба, поскольку специализируется на производстве узкой номенклатуры товаров для внутреннего и зарубежного рынков, и кривая средних издержек АС показывает сокращение затрат по мере роста объема производства. В результате кривая предельных издержек фирмы МС располагается ниже кривой средних издержек АС, которые могут сокращаться только до уровня МС. Оптимальный объем производства для фирмы составляет 3 единицы и показан точкой Е на пересечении MR и МС. Если производится больше, чем 3 штуки товара, то MR МС, то есть доходы превосходят издержки на производство, что побудит фирму расширить его. При оптимальном уровне производства в 3 штуки фирма может продать каждую из них за 4 долл., что показано точкой А на кривой спроса D. Но поскольку в отрасль прибылью привлекаются другие фирмы, то кривая средних издержек АС пройдет тоже через точку А, показывая, что данная фирма получает лишь среднюю прибыль на свои инвестиции. Прибыль фирмы от внутриотраслевой торговли составит ЕА.

Представим далее, что, как всегда, есть две страны: I — трудонасыщенная и II — капиталонасыщенная, а также два товара: 1 — капиталоемкий и 2 — трудоемкий. Тогда торговля между ними будет выглядеть следующим образом.

В соответствии с теорией сравнительной обеспеченности факторами производства, если товары 1 и 2 гомогенны, первая страна будет экспортировать товар 1 и импортировать товар 2, а вторая страна — экспортировать товар 2 и импортировать товар 1. Если часть товаров не гомогенна, а дифференцированна, то вступает в силу модель внутриотраслевой торговли. Первая страна продолжает экспортировать товар 1 в силу своих сравнительных преимуществ в его производстве перед второй страной. Однако первая страна и импортирует товар 1 из второй страны в силу дифференциации товара 1 между двумя странами. Аналогичным образом вторая страна продолжает экспортировать товар 2, по которому она обладает относительным преимуществом перед первой страной, но и импортировать товар 2 в силу дифференциации товара 2 между странами. Таким образом, модель внутриотраслевой торговли не отрицает межотраслевую торговлю и дает объяснение международной торговли однотипными товарами.
Яндекс.Метрика