Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Теория внутриотраслевой международной торговли

Теория внутриотраслевой международной торговли К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Немецкие автомобили продавались за рубеж и взамен покупались японские; английские буровые установки экспортировались, а взамен покупались норвежские; итальянские стиральные машины продавались во Францию и оттуда покупались французские и т.д. Такая торговля не находила приемлемого объяснения в рамках ни одной из рассмотренных выше теорий. Хотя эта тенденция проявлялась достаточно давно, одним из первых обратил на нее внимание и разработал соответствующую модель экономист венгерского происхождения Белла Баласса (Bella Balassa).

Различия внутриотраслевой и межотраслевой торговли
С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров международная торговля состоит из двух потоков — внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли — экспорт Францией автомобилей фирмы «Ситроен» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли — экспорт Россией нефти и импорт пшеницы.

Внутриотраслевая торговля (intra-industry trade) — обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли.

Межотраслевая торговля (interindustry trade) — обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей.

С точки зрения теории внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой.

Как видно, внутриотраслевая торговля осуществляется преимущественно дифференцированными (гетерогенными) товарами, хотя в отдельных случаях возможна и внутриотраслевая торговля гомогенными товарами. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия. В стране I и в стране II имеются производители (S, S) и потребители (D и D) одного и того же товара, расположенные географически. Поскольку расстояние SD значительно меньше, чем расстояние DS, второй стране дешевле привезти товар из первой, а не от своего поставщика. Например, металлургическому заводу в Павлодаре дешевле привезти уголь через границу из близлежащего Экибастуза в Казахстане, чем из российского Кузбасса. Поскольку времена года в Северном и Южном полушарии диаметрально противоположны, Бразилия экспортирует в США свою сельскохозяйственную продукцию, когда собирает урожай, а США экспортируют в Бразилию те же сельскохозяйственные товары, когда урожай созревает у них.

Внутриотраслевая торговля дифференцированными товарами объясняется следующими причинами:
Различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь больший выбор товаров в рамках одной товарной группы. Например, японцы в целом предпочитают японские автомобили, но какая-то часть японцев хочет ездить на американских. Часть женщин в России предпочитают французские духи, а другие — итальянские.

Пересекающийся спрос. В соответствии с теорией уже упоминавшегося шведского экономиста СЛиндера страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт.

Эффект масштаба. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, скажем, на полу приводных джипах, а другой — на полноприводных джипах. Поскольку спрос существует и на те и на другие товары, каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа.

Внутриотраслевая торговля более «безобидна» с социальной точки зрения. Она не приводит к перемещению больших групп занятых из секторов, экспорт которых падает, в сектора, экспорт которых развивается. В худшем случае рабочие переходят от производства одной марки автомобиля к другой. Более того, у небольшой страны, перед которой открываются крупные рынки других стран, появляется возможность снизить затраты на единицу продукции, расширить занятость и даже выиграть конкуренцию по определенному продукту у более крупных стран. Внутриотраслевая торговля ведет к тому, что доходы владельцев всех факторов производства — независимо, являются ли они относительно избыточными или относительно недостаточными, — увеличиваются за счет эффекта масштаба. С другой стороны, межотраслевая торговля может привести к разрушению целых отраслей производства, которые не смогут выдержать конкуренции более дешевых иностранных товаров и разорятся. Если рабочая сила узкоквалифицированна и не может быстро перейти от производства танков к производству швейных машин или географически немобильна и не может быстро переехать на жительство в другие регионы страны, где есть работа в экспортном секторе, то это может привести к серьезнейшим социальным проблемам.

Большая часть российской внешней торговли является явно межотраслевой, когда готовые изделия одной отрасли меняются на готовые изделия других отраслей. Это частично объясняет необходимость защиты слабых отраслей от разрушительной иностранной конкуренции с помощью импортных тарифов. Более того, Россия обречена еще в течение довольно длительного времени развивать преимущественно межотраслевую торговлю, поскольку она слишком сильно отличается от всех своих торговых партнеров как размерами, так и обеспеченностью факторами производства.
Яндекс.Метрика