Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция Для того чтобы выяснить влияние монополистической конкуренции на международную торговлю, необходимо сначала определить три основные взаимосвязи между количеством фирм и ценой на их товары:
  • взаимосвязь между количеством фирм и средними издержками типичной фирмы — чем больше фирм, тем меньше объем производства каждой фирмы, тем выше средние издержки на единицу товара;

  • взаимосвязь между количеством фирм и ценой, по которой каждая из них продает товар, — чем больше фирм, тем выше конкуренция и тем ниже цены;
    взаимосвязь между ценой, по которой фирмы продают товар, и их количеством на рынке — если цена превышает среднерыночную, то на рынке появляется дополнительное количество фирм, а если цена ниже среднерыночной, то количество фирм уменьшается.


В рамках модели монополистической конкуренции наиболее важными являются первые две взаимосвязи. Международная торговля увеличивает размеры рынка сбыта. Взаимосвязь между количеством фирм на рынке и средними издержками производства на одну фирму выражается следующим линейным уравнением: средние издержки, постоянные издержки, которые не зависят от размеров производства фирмы, предельные издержки фирмы.

Это своего рода уравнение предложения на олигопольном рынке. Оно показывает, что по мере возрастания объемов X производства фирмы ее средние издержки сокращаются, поскольку фиксированные издержки делятся на большее количество произведенных товаров. В состоянии рыночного равновесия все фирмы должны получать равную цену за свою продукцию, то есть Р = Р. Но в этом случае уравнение рыночного равновесия приобретает упрощенную форму X = S/n. Подставляя его вместо X в левую часть уравнения, получаем его правую часть, говорящую, что чем больше фирм в отрасли, тем выше средние издержки каждой из них. Рост продаж S в расчете на одну фирму в результате увеличения рынка при развитии торговли и при постоянном количестве действующих на этом рынке фирм п приводит к сокращению средних издержек c каждой из них.

Соотношение между количеством фирм на рынке и ценой, по которой они продают свою продукцию, вытекает из базового уравнения рыночного равновесия. Умножив выражение в квадратной скобке на 5, получим:

X=S--Sbp+Sbp=Ј+Sbp)-Sbp.

Обратная взаимозависимость продаж от цены, как известно из макроэкономики, выражается простым линейным уравнением:

Х=А-ВР,

где А — константа, а В — коэффициент, показывающий наклон прямой относительно горизонтальной оси. Нетрудно заметить, что уравнение фактически имеет форму уравнения, где выражение в скобках представляет собой константу А, а (5 х Ь) — коэффициент В.

Формула предельных доходов (MR) фирмы, известная из общей теории экономики, следующая:

MR = Р- = Р- = с.

В формуле коэффициент В заменен на (5х Ь) и принято, что для максимизации прибыли фирма устанавливает свои предельные доходы равными своим предельным издержкам (с). Преобразовав это уравнение, получим цену, по которой фирма продает свои товары:

Р=с+£.

Но, как уже отмечалось выше, X = S/n. Поэтому искомое соотношение между количеством фирм и ценой, по которой каждая из них будет продавать свои товары, составит:

Это — своего рода уравнение спроса на олигопольном рынке. Как видно, чем больше фирм (л), тем выше конкуренция и тем ниже цены (Р). Важным является и то, что параметр продаж (5) не входит в уравнение, что означает, что размеры рынка не влияют на взаимосвязь между количеством фирм и ценой, по которой каждая из них продает товар.

Графически взаимозависимость между ростом размеров рынка и международной торговлей можно показать следующим образом. Кривая Сх показывает графически уравнение — чем больше фирм в отрасли, тем выше средние издержки каждой из них, но увеличение продаж сокращает средние издержки. Кривая Р показывает графически уравнение — чем больше фирм на рынке, тем ниже цена, по которой они продают товар. До торговли рынок находится в равновесии в точке А, в которой фирмы в количестве пА продают свои товары по цене РА. Страна вступает в международную торговлю, и размер ее рынка, измеряемый объемом продаж S, увеличивается. Это сокращает средние издержки и смещает кривую Сх вниз, превращая ее в кривую С2. Однако кривая зависимости цен Р от количества фирм не зависит от размера рынка и поэтому остается на прежнем месте. Новое рыночное равновесие достигается в точке В, в которой большее, чем прежде, количество фирм пв продают свои товары по более низкой цене Рв. Следовательно, даже в условиях монополистической конкуренции, с точки зрения потребителей, выгодно развивать международную торговлю: в результате количество фирм и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а их цена падает.

Итак, торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции. Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается. Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции (чистой монополии в экстремальном случае), при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, что международная торговля увеличивает размеры рынка сбыта. Когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается.
Яндекс.Метрика