Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Внешний эффект масштаба (external economies of scale

Внешний эффект масштаба (external economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом.Внутренний эффект масштаба (internal economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции.

Это означает, что экспортеры могут продать сколь угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия — ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.

Торговля в условиях монополистической конкуренции
Однако случай, когда в отрасли действует только один монопольный производитель, встречается крайне редко по сравнению с ситуацией олигополии, когда существует небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции, каждая из которых может влиять на цены. При этом товары не являются абсолютно одинаковыми, а различаются некоторыми характеристиками. Типичным примером олигополии можно считать автомобильный рынок США или Западной Европы, где действуют 8—10 крупных производителей автомобилей, но каждая модель каждой из фирм чем-то отличается от других. На таком рынке развивается монополистическая конкуренция в условиях олигополии, предусматривающая, что каждая фирма является монополистом (например, БМВ-007 производит только компания «БМВ»), но цены на ее продукцию зависят от цен других фирм — производителей аналогичных автомобилей («Вольво», «Сааб», «Мерседес»).

Большой вклад в развитие теории торговли на основе монополистической конкуренции внес американский экономист нового поколения Пол Кругман.

Если
X — продажи данной фирмы, 5 — продажи отрасли в целом, п — количество фирм в отрасли, Ъ — переменная спроса, показывающая зависимость рыночной доли фирмы от цены на ее товар, Р — цена товара данной фирмы, Р — средняя цена конкурирующих аналогичных товаров, то

X=sЈ-bx(P-P)].

Если фирма продает свои товары за цены превышающие среднерыночную (Р> Р), то ее доля на рынке (S/n) будет меньше (X

отдых на Иссык Куле
Яндекс.Метрика