Международная экономика



Международная экономика. Основы международной и мировой экономики
Международная экономика

Торговля между странами

Которые одинаковы или очень близки по наделенное™ факторами производства, объясняется специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции. Внутренний эффект масштаба предполагает, что объ...

Новейшие теории международной торговли

Либо развивают принципы классических теорий, распространяя их па большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким-либо причинам остались не объясненными классическими теориями. Эти две группы новейших теорий рассматривают международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров. Третья группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагает собственное объяснение международной торговли. Эта группа теорий обычно в равной степени уделяет внимание анализу предложения...

Эластичность замещения (elasticity of substitution) — коэффициент

Эластичность замещения (elasticity of substitution) — коэффициент, показывающий, насколько сложно заменить один фактор на другой в производстве определенного товара. Коэффициент эластичности замещения вычисляется как отношение процентного изменения соотношения затрат капитала и труда к процентному изменению относительной цены факторов производства:где К — количество капитала, затраченного на производство товара,L — количество труда, затраченного на производство товара,5 — относительная цена факторов производства.Эмпирические исследования теории реверса факторов производства показали, что этот...

Реверс факторов производства

Парадокс Леонтьева показал, что теория соотношения факторов производства Хекшера—Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую. Одно из возможных объяснений этого парадокса заключается в реверсе факторов производства: один и тот же товар может быть трудоемким в трудонасыщенной стране и капиталоемким в капиталона-сыщенной стране, что может произойти в условиях большой эластичности взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис, производимый в капиталонасыщенной стране США, является капиталона...

Пересекающийся спрос

Как уже упоминалось, одной из предпосылок внутриотраслевой международной торговли является феномен пересекающегося спроса, открытый шведским экономистом Стаффаном Линдером. В соответствии с ним структура экспорта страны в определяющей степени зависит от спроса в стране-импортере. Очень малое число товаров производится только на экспорт, большинство из них продаются и внутри страны. Для того чтобы экспортировать товар, страна сначала должна насытить внутренний рынок, ориентируясь на спрос местных покупателей. Только тогда, когда товар полностью удовлетворяет потребностям покупателей внутри стр...

Измерение внутриотраслевой торговли

Размеры внутриотраслевой торговли определяются с помощью индекса. Если X — экспорт страны в целом или в рамках одной товарной группы и IM — импорт страны в целом или в рамках одной товарной группы, а вертикальные скобки означают абсолютное значение величины, то индекс Т внутриотраслевой международной торговли следующий:Индекс Т всегда находится в промежутке от 0 до 1. Если Т - О, то внутриотраслевая торговля отсутствует. Как видно из уравнения 5.14, это возможно, только когда или экспорт или импорт равны нулю. Если Т = 1, то внутриотраслевая торговля максимальна, и это возможно, только когда...

Модель внутриотраслевой торговли

Изложенные выше соображения позволяют графически представить формальную модель внутриотраслевой торговли, которая по сути представляет собой развитие модели монопольной конкуренции. Допустим, что D — кривая спроса на дифференцированные продукты, продаваемые фирмой в рамках монополистической конкуренции, то есть на рынке, где присутствуют несколько других продавцов не идентичной, но аналогичной продукции. Как известно из модели монополистических преимуществ, чтобы увеличить продажи, фирма должна снизить цену на единицу своего товара. Поэтому кривая предельных доходов фирмы MR расположится ниже...

Теория внутриотраслевой международной торговли

К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Немецкие автомобили продавались за рубеж и взамен покупались японские; английские буровые установки экспортировались, а взамен покупались норвежские; итальянские стиральные машины продавались во Францию и оттуда покупались французские и т.д. Такая торговля не находила приемлемого объяснения в рамках ни одной из рассмотренных выше теорий. Хотя эта тенденция проявлялась достаточно давно, одн...

Монополистическая конкуренция

Для того чтобы выяснить влияние монополистической конкуренции на международную торговлю, необходимо сначала определить три основные взаимосвязи между количеством фирм и ценой на их товары:взаимосвязь между количеством фирм и средними издержками типичной фирмы — чем больше фирм, тем меньше объем производства каждой фирмы, тем выше средние издержки на единицу товара;взаимосвязь между количеством фирм и ценой, по которой каждая из них продает товар, — чем больше фирм, тем выше конкуренция и тем ниже цены;взаимосвязь между ценой, по которой фирмы продают товар, и их количеством на рынке — е...

Внешний эффект масштаба (external economies of scale

Внешний эффект масштаба (external economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом.Внутренний эффект масштаба (internal economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе э...

Эффект масштаба и несовершенная конкуренция

С точки зрения развивающейся буржуазии начала текущего века монополия полезна, поскольку, видимо, позволяет устанавливать и диктовать цены. Международная торговля в условиях монополии не подчиняется законам классических теорий, которые исходили из предпосылки о существовании совершенной конкуренции на мировом рынке как товаров, так и факторов, с помощью которых они производятся. Однако в реальной жизни такой ситуации практически не бывает. Все больше экономистов сходятся во мнении, что классические теории уже не в состоянии объяснить современную международную торговлю, поскольку либо основные...

Эффект усиления

В соответствии с теоремой Столпера—Самуэльсона международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост и снижение цены фактора производства росту или снижению цены товара, произведенного с его помощью?Эффект усиления Джонса (Jones magnification effect) — непропорциональные изменения эндогенных экономических переменных под воздействием изменений экзогенных переменных.В случае теорем...

Влияние предложения факторов на доходы от производства

Английский экономист польского происхождения, позже главный экономист английской компании «Lasard Bros.» Т.М.Рыбчинский в 1955 году, будучи еще студентом, обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей промышленности нередко угнетающе воздействует на другие, и доказал теорему соотношения роста предложения фактора и увеличения производства.Принимая практически те же предпосылки, что и теорема Столпера— Самуэльсона, кроме предпосылки об изменении цен, которые считаются постоянными, Рыбчинский показал, что существует прямая взаимосвязь между ростом факторов производства в одной из о...

Влияние изменения товарных цен на доходы от факторов производства

Ответ на вопрос о том, как поведут себя цены факторов производства при росте или падении цен на товары, для производства которых они используются, дал сам Пол Самуэльсон вместе с американским экономистом Вольфгангом Ф. Столпером в 1941 году1. Авторы построили свою модель на следующих допущениях, часть из которых перешла из базовой модели соотношения факторов производства, а часть является новыми: страна производит два товара при помощи двух факторов производства; существует совершенная конкуренция на рынках обоих товаров и обоих факторов производства; предложение факторов производства постоян...

Распределение доходов при специфических факторах производства

Развивая теорию соотношения факторов производства, теория специфических факторов производства Самуэльсона—Джонса показала, что в результате торговли увеличиваются доходы не всех владельцев избыточного фактора производства, а только тех, которые являются владельцами фактора, специфического для экспортных отраслей страны, и сокращаются доходы не всех владельцев относительно недостаточных факторов производства, а только тех из них, которые владеют факторами, специфическими для отраслей, конкурирующих с импортом. Практический вывод очевиден: скорее всего не все владельцы относительно избыточных ф...

Распределение доходов от торговли

Практически все теории международной торговли обращают главное внимание на закономерности образования цены равновесия на основе мирового баланса спроса и предложения. Поскольку эта цена в большинстве случаев отличается от внутренних цен стран, торгующих друг с другом, возникает проблема распределения доходов, получаемых в результате международной торговли, причем как между странами, так и внутри них. Внутри страны доходы или убытки получают владельцы факторов производства в результате изменения цен на конечные товары, произведенные с помощью этих факторов, и в результате изменения цены ...

Бюджетные ограничения (budget constraints)

Бюджетные ограничения (budget constraints) в условиях отсутствия международного движения капитала представляют собой ограничение объемов импорта страны доходами, получаемыми от экспорта при текущих относительных ценах.Итак, модель специфических факторов производства разделяет все факторы на мобильные, которые могут свободно перемещаться между отраслями, и специфические, которые характерны только для определенных отраслей. Различная наделенность стран факторами производства приводит к различиям в относительном предложении товаров и относительных ценах на них, что побуждает страны торговать дру...

Специфические факторы производства

Эти сдвиги в кривых предложения под воздействием специфических факторов производства являются предпосылками торговли между двумя странами. Как известно, относительная цена товара 1, выраженная через цену товара 2, в международной торговле устанавливается на пересечении кривой относительного мирового предложения и относительного мирового спроса. Спрос считается постоянным, а мобильный фактор (рабочая сила) — одинаковым по размерам в странах I и П. На горизонтальной оси показано относительное количество товара 1, а на вертикальной — его относительная цена. И количество, и цена выражены, соответ...

Международный баланс

Как уже известно из модели сравнительных преимуществ, любое одновременное изменение цен на товары 1 и 2 не приводит к изменению их относительной цены. Однако изменение цены только одного из товаров или непропорциональное изменение цен на оба товара приводят к изменениям относительной цены. А любой сдвиг в относительной цене товара в одной стране по сравнению с относительной ценой этого же товара в другой стране является предпосылкой развития торговли между ними. Различия в относительных ценах — основа торговли. Относительные цены могут различаться в силу различий либо относительного спроса на...

Внутреннее равновесие

Графики полного продукта труда, показывающие зависимость объемов производства, соответственно, товаров 1 и 2 от затрат труда на их создание, можно объединить в один график. График разделен на четыре квадранта — I, II, III и IV. Квадраты II и IV представляют собой кривые полного продукта труда для товаров 2 и 1, соответственно. Для каждого товара 1 и 2, но только несколько повернутый вокруг точки О. Поскольку труд считается мобильным фактором, в квадранте III прямой АВ, наклоненной под углом 45 градусов к осям, на которых отложены затраты труда, показаны все возможные альтернативы затрат труда...
Перейти к странице:
Яндекс.Метрика